АНКЕТА: ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ – ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Институт Европы РАН и Ассоциация европейских следований проводят опрос специалистов, занятых в государственных ведомствах, бизнесе и СМИ, научных работников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов в соответствии с исследовательским проектом: «Россия – Европейский Союз: эволюция отношений и образов» (грант РГНФ 06-01-03812в).

 

 

 

 

 

Просим заполнить анкету в компьютере и отправить ее обратно одновременно по двум адресам: ;

 

 

 

 

 

Предельный срок направления заполненных анкет – до 10 декабря 2007 г. Результаты опроса будут проанализированы и опубликованы на нашем сайте: www.edc-aes.ru

АНКЕТА: ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ – ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

 

 

  1. Как Вы в целом относитесь сейчас к ЕС?

     

Очень хорошо / в основном хорошо

Да

Нет

В основном плохо / очень плохо

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

Примечание: здесь и далее оставьте выбранный Вами ответ

 

 

  1. Как Вы думаете, кем является ЕС для России:

     

Союзником

Да

Нет

Привилегированным партнером

Да

Нет

Одним из наиболее важных партнеров

Да

Нет

Скорее партнером, чем соперником

Да

Нет

Скорее соперником, чем партнером

Да

Нет

Противником

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

 

 

  1. Как вы оцениваете сейчас отношения между Россией и ЕС:

     

Сферы отношений

Хорошие

 

 

 

 

 

Скорее удовлетво- рительные

Скорее неудовлетво-

рительные

 

Плохие

В экономике

 

 

 

 

Во внешней политике

 

 

 

 

Во внутренней политике:  демократия, права человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В науке и образовании

 

 

 

 

В сфере культуры

 

 

 

 

В целом

 

 

 

 

 

 

  1. Какие сценарии отношений с ЕС, по Вашему мнению, в наибольшей мере соответствуют интересам России:

     

Вступление в Европейский Союз  

Да

Нет

Создание зоны свободной торговли с ЕС

Да

Нет

Общее экономическое пространство с ЕС 

Да

 Нет  

Общее пространство внутренней безопасности с ЕС

Да

Нет

Общее пространство внешней безопасности с ЕС

Да

Нет

Общее пространство науки с ЕС

Да

Нет

Общее пространство образования и культуры с ЕС

Да

Нет

Стратегическое партнерство на основе совпадающих долгосрочных интересов и целей

Да

Нет

Сотрудничество в конкретных областях экономики, политики и культуры, исходя из практических интересов и в рамках многосторонней внешней политики России

Да

Нет

Примечание: Возможен выбор нескольких взаимодополняющих сценариев

 

 

 

 

Ваш статус (студент, аспирант, преподаватель,

научный работник, сотрудник гос. ведомства – МИД,

МЭРТ и т.д., предприниматель/менеджер, другое) _____________________ 

 

 

 

Дата заполнения анкеты:

Борко Ю.А.

Отношения Россия – Европейский Союз: первые результаты опроса[1]

В соответствии с программой исследовательского проекта «Россия – Европейский Союз: эволюция отношений и образов» (грант РГНФ № 06-01-03812в), в октябре-ноябре 2007 г. был проведен опрос с целью выяснения взглядов студентов, аспирантов, преподавателей высшей школы и научных работников на отношения между Россией и ЕС.

Респондентам были предложены четыре вопроса:

1. Как Вы в целом относитесь сейчас к ЕС?

 

 

2. Как Вы думаете, кем является ЕС для России?

 

 

3. Как вы оцениваете сейчас отношения между Россией и ЕС?

 

 

4. Какие сценарии отношений с ЕС, по Вашему мнению, в наибольшей мере соответствуют интересам России?

 

 

По каждому вопросу было предложено на выбор несколько вариантов ответа.

На первом этапе опроса анкета была распространена среди студентов 3-го и 4-го курсов Московского государственного института международных отношений МИД РФ и Высшей школы экономики, а также среди участников совещания Центров информации ЕС в российских университетах, состоявшегося в конце ноября. Анкета также размещена на сайте Института Европы РАН и Ассоциации европейских исследований.

К концу ноября получено 106 анкет, в том числе 98 анкет от студентов из МГИМО и ВШЭ и 8 анкет от участников совещания (преподаватели, сотрудники упомянутых Центров). Результаты опроса и комментарии к ним излагаются ниже.

 

 

 

1. Ответы на вопрос об отношении к ЕС (количество ответов и %)

Очень хорошо / в основном хорошо

86                    81,1%

В основном плохо / очень плохо

7                       6,6%

Затрудняюсь ответить

13                   12,3%

 

 

 

Уровень позитивного отношения студентов к ЕС следует оценить как очень высокий. Он значительно выше, чем у российских граждан в целом. Так, по данным всероссийских ежемесячных опросов, проведенных Центром-Левада в первой половине 2007 г., ответы респондентов распределились следующим образом: очень хорошо/в основном хорошо – 65,2%; в основном плохо/очень плохо – 18,5%; затрудняюсь с ответом – 16,3%*. Таким образом, доля положительных ответов в опросе студентов почти на 16% выше, а доля отрицательных ответов почти на 12% ниже, чем во всероссийских опросах населения.

Эти различия могут быть истолкованы по-разному. Прежде всего, их можно объяснить разницей в возрасте и образовательном уровне между студентами и населением в целом. Чем моложе респонденты и чем выше уровень их образования, тем более позитивно они воспринимают Западную Европу и ЕС. Возможно, причину расхождений в восприятии ЕС следует искать также в источниках информации и разной степени информированности о Евросоюзе и его отношениях с Россией. Население узнает об этом из СМИ, которые дают информацию нерегулярно и, если говорить о последнем времени, наибольшее внимание уделяют разногласиям между Россией и Евросоюзом, а также его внутренним трудностям. Студенты располагают, помимо этой информации, знаниями о ЕС и его отношениях с Россией, полученными на лекциях и семинарах, а также в результате самостоятельного ознакомления с отечественной и зарубежной научной литературой и зарубежными СМИ, в том числе через Интернет, который стал важнейшим источником информации для студентов.

   Высокая степень единодушия в положительном восприятии ЕС рождает вопрос о мотивах такой оценки. Одним из мотивов может быть положительная оценка таких характеристик ЕС и входящих в него стран, особенно западноевропейских, как высокий уровень жизни основной массы населения, развитые системы социального обеспечения, здравоохранения и образования, эффективно функционирующие институты демократии, соблюдение прав человека, уникальные достижения европейской интеграции, которые превратили Европу националистических войн в Европу мира и сотрудничества народов. Это то, чего нет в современной России и к чему ей надо стремиться. Другой вероятный мотив – убеждение в том, что укрепление связей и сотрудничества с Евросоюзом полезно для России и будет способствовать ее собственному развитию.

Выяснение информационной базы, формирующей представления студентов о ЕС, и мотивов их позитивного отношения к нему – это следующий этап выполнения данного исследовательского проекта.

 

 

2. Ответы на вопрос: кем является ЕС для России? (количество ответов и %)

 

 

1. Союзником

     8                 6,2%

2. Привилегированным партнером

   17               13,2%

3. Одним из наиболее важных партнеров

   62               48,0%

4. Скорее партнером, чем соперником

   34               26,4%

5. Скорее соперником, чем партнером

     6                 4,7%

6. Противником

     2                 1,5%

Затрудняюсь с ответом

                         

 

 

Анализ ответов на этот вопрос позволяет сделать два вывода. Во-первых, студенты имеют разные представления о том, каков характер отношений между Россией и ЕС. Во-вторых, явно преобладает положительное восприятие этих отношений. В сущности, все ответы укладываются в две альтернативные точки зрения: ЕС оценивается в категориях либо сотрудничества (ответы 1-4), либо противостояния (ответы 5 и 6). К первой группе относятся 93,8% ответов – подавляющее большинство. Но в нем есть свои расхождения. Меньшинство (около 20%) считает ЕС союзником или привилегированным партнером России. Самая распространенная точка зрения (48%) состоит в том, что ЕС является лишь одним из наиболее важных партнеров, и она, несомненно, более соответствует реальному положению, занимаемому Россией в мировой экономике и политике. Более четверти студентов (26,4%) оценивают характер отношений России с Евросоюзом еще осторожней, видя в нем не только партнера, но и соперника, хотя и с преобладанием первого из этих качеств. (добавить, что на 106 респондентов 129 ответа; некоторые ставили две, три и даже четыре галочки, как правило, в рамках пунктов 1-4). Очевидно, что эта оценка избрана этими респондентами с учетом возросших в последние два года трудностей и разногласий между Брюсселем и Москвой. Несомненно, и то, что эти же обстоятельства побудили некоторую часть студентов назвать ЕС скорее соперником, чем партнером, или же вовсе противником, правда, доля этой группы ответов мала – всего 6,2%. На наш взгляд, она неожиданно мала. Учитывая и реальные изменения в климате и содержании отношений между ЕС и Россией, и изменения в тональности российских СМИ, освещающих эти отношения, можно было ожидать заметно большего удельного веса 5-го и 6-го вариантов ответа. Эта тема также требует дальнейшего анализа в рамках данного проекта.

 

 

3. Ответ на вопрос: как вы оцениваете сейчас отношения между Россией и ЕС?

 

 

 

 

 

Сферы отношений

Хорошие

Скорее удовлетво- рительные

Скорее неудовлетво- 

 

рительные

Плохие

В экономике

19

72

13

Во внешней политике

12

61

27

2

Во внутренней политике: демократия, права человека

8

 

 

43

 

 

44

 

 

8

 

 

В науке и образовании

42

43

17

2

В сфере культуры

49

44

11

1

В целом

12

78

13

+

 

 

 

 

4. Ответ на вопрос о возможных сценариях отношений с ЕС, в наибольшей мере соответствующих интересам России

 

 

 

 

Сценарии

Да

Нет

Без ответа

Вступление в Европейский Союз

7

58

41

Создание зоны свободной торговли с ЕС

52

24

30

Общее экономическое пространство с ЕС

41

34

31

Общее пространство внутренней безопасности с ЕС

48

26

32

Общее пространство внешней безопасности с ЕС

53

21

32

Общее пространство науки с ЕС

75

7

24

Общее пространство образования и культуры с ЕС

76

7

23

Стратегическое партнерство на основе совпадающих долгосрочных интересов и целей

81

12

13

Сотрудничество в конкретных областях экономики и политики, исходя из практических интересов и в рамках многосторонней внешней политики России

94

2

10

 

 

 

Этот вопрос оказался для значительной части студентов трудным. Если исключить два последних сценария, ответы на которые достаточно очевидны, доля воздержавшихся от ответа на первые семь сценариев колеблется в пределах 20-40%, а в среднем составила 29%. Объяснить такой высокий процент воздержавшихся респондентов можно тем, что концепция четырех общих пространств России и ЕС, одобренная на высшем уровне, не воспринята в нашей стране ни общественным мнением, ни научным сообществом. Она не стала предметом обстоятельного публичного обсуждения, не удостоилась сколько-нибудь заметного внимания со стороны отечественных СМИ.

           Тем не менее, распределение ответов на предложенные сценарии, представляется весьма интересным. Студенты проявили высокую степень единодушия, 89,2% ответов, в отрицательном отношении к идее вступления России в ЕС, которая поддерживалась некоторыми российскими политиками и экспертами в 90-е годы. Что касается четырех «общих пространств», то разброс мнений достаточно велик.

 

 

Примечания

 

 

* http://www.levada.ru

 

 

 

 



[1] Настоящее издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-01-03812в). Опубликовано на сайте – http://www.edc-aes.ru

 

 

 



06/10/2017

стипендии для пребывания во Франции

Фонд "Дом наук о человеке" (FMSH) и Центр франко-российских исследований предлагают...

29/09/2017

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных во Францию

Конкурс стипендий «Остроградский»: научные визиты молодых российских учёных...

04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...

05/07/2017

Летняя школа в Стрельне

Приглашаем аспирантов принять участие в летней школе на тему «Гражданское общество...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100