Россия-ЕС: параметры оптимальных отношений Грасмик К., Омский государственный университет

РОССИЯ-ЕС: ПАРАМЕТРЫ ОПТИМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Если мысленно проследить путь развития российско-европейских отношений, то окажется, что они никогда, даже в самые тёплые периоды, не были подлинно равноправными и партнёрскими. Ещё во времена Петра I Россия, воспринимаемая первоначально вполне благожелательно как ученик Европы в свете заморских визитов русского царя, его страстного стремления к перениманию европейского опыта, затем потеряла своё обаяние, поскольку по результатам Северной войны утвердилась как ведущая держава Балтийского региона. Позднее, укрепляясь и развиваясь, Россия стала играть ту же роль в мировой политике, что сейчас играют США - единственного полюса однополярного мира. В качестве подтверждения достаточно вспомнить победу над Наполеоном и Священный Союз (аналог НАТО), созданный Александром I, или подавление венгерской революции Николаем I. В дальнейшем технологическое отставание несколько снизило влияние России, в то время как период 1945-1989 гг., с нашей точки зрения, был временем наивысшего могущества русского народа, пиком его влияния в мире. Из этого следует важный вывод: Россия всегда была самостоятельным игроком в мировой политике. Богатая ресурсами территория, большая численность населения, хорошие солдаты, развитая наука - всё это давало основания считаться великой державой. Её можно сравнить с мощным Китаем, который также никогда добровольно не хотел играть роль младшего партнёра в отношениях с СССР, потому что выше Поднебесной может быть только небо.
Распад СССР и проведение рыночных реформ в России, как нам кажется, не привели к значимому улучшению отношений с ЕС вследствие вышеописанного исторического конфликта. ЕС воспользовался ослаблением России для упрочения своих позиций в странах ЦВЕ, Прибалтике, проникновения на Украину, в Молдавию, расширения НАТО на Восток - и только. В России же в очередной раз проявился конфликт между западниками и славянофилами (патриотами). С одной стороны, мы могли наблюдать стремление (не всегда мотивированное) вступить во всевозможные международные организации: МВФ, ВТО, АТЭС, Совет Европы, даже ЕС. С другой стороны, противодействие расширению НАТО, конфликт в Косово и последовавший за этим общественный резонанс отчётливо показали, что генетическая память у большей части населения России сильна, россияне не хотят быть периферией Европы, играть не вторые, а даже третьи роли. Причём заметим, что подобные патриотические настроения становятся всё сильнее, о чём свидетельствует поражение на выборах в Государственную Думу 2003 г. правых партий, третье место ЛДПР и четвёртое - блока Родина.
В Брюсселе считают, что идеальная Россия - контролируемая Россия, наподобие Польши, где 70% промышленного и 80% банковского капитала принадлежит западным корпорациям, преимущественно немецким. Контроль над ключевыми активами не только лишает страну суверенитета, он жёстко ограничивает её роль в разделе самых лакомых кусков мирового экономического пирога - высокотехнологичных секторов. Заметим, ни одна из стран ЦВЕ не играет значимой роли в какой-либо области науки, в лучшем случае они поставляют кадры, в худшем - выполняют производственные операции. Даже вступление в ЕС не видится больше странам ЦВЕ в радужном свете: таможенные барьеры для западноевропейских товаров устраняются, введение в действие законодательства ЕС (в частности, экологического) потребует огромных расходов, а надежды на огромные субсидии с/х отрасли, похоже, тают.
Учиться на чужих ошибках, безусловно, лучше, чем набивать шишки самим, поэтому попробуем определить параметры оптимальных двусторонних отношений.
Доля России в мировых разведанных запасах газа, нефти на 1998 г. составляет соответственно 4,8% и 39,2%. Иначе говоря, наша страна является одним из ключевых игроков на рынке ископаемого топлива. Российская экономика интенсивно развивается темпами 6-8% за последние пять лет. Следовательно, растёт и размер внутреннего рынка. Заметим, что кроме России локомотивами роста мировой экономики в будущем могут быть только Китай, Индия, Бразилия, Аргентина. Темпы роста развитых стран уже не будут значительными ввиду насыщения их рынков. Россия обладает развитой фундаментальной наукой: специалисты считают, что из 50-55 макротехнологий Россия вполне могла бы побороться за доминирование в 17 областях. Это прежде всего авиационные и космические, информационные, электронно-ионные, плазменные технологии, атомная энергетика, технология нефтедобычи и переработки, рекомбинантные вакцины и др. Слабое место российской инновационной системы, которая, по сути, ещё только формируется, являются прикладные исследования, неумение осуществлять коммерциализацию разработок. ЕС отстаёт от своих основных конкурентов: США и Японии, - во многих областях фундаментальных наук, не уступая им в сфере прикладных исследований. Учитывая нежелание США и Японии делиться своими разработками, Европе следует кооперироваться с российскими инновационными институтами в вопросах НИОКР, допуская при этом совместную наукоёмкую продукцию на свой ёмкий внутренний рынок и используя одновременно своё влияние для продвижения данной продукции на рынки других развитых стран.
Баланс торговли товарами между Россией и ЕС в настоящее время является асимметричным: взамен энергоносителей западные партнёры поставляют машины, оборудование, продукцию пищевой промышленности. Основными рынками сбыта продукции российской промышленности являются страны ближнего зарубежья и Азии. Приобретать российские товары с высокой степенью переработки страны ЕС не хотят, опасаясь конкуренции: в настоящее время против российских производителей введено тринадцать антидемпинговых пошлин, в том числе на сталь, продукцию ядерной энергетики, существуют ограничения на российские прямые иностранные инвестиции в экономику ЕС, доступ российских судов во внутренние воды стран ЕС. Этот список можно продолжать достаточно долго.
Такое отношение Европы заставляет Россию принимать меры к ограничению доступа на свой внутренний рынок, более тесной интеграции с некоторыми странами СНГ (создание ЕвРАЗЭС), увеличивать экспансию на постсоветском пространстве в целом, а также в арабском мире, Азии, активнее сотрудничать с США. Но так ли выгодно ЕС, чтобы Россия становилась региональным центром силы, более ориентированным на США, чем на страны Старого Света?
ЕС, самообеспеченность топливными ресурсами которого не достигает и 70%, безусловно, заинтересован в их стабильных поставках. Одним из ближайших продавцов является Россия, однако для начала разработки российских месторождений требуется увеличение квоты на закупку газа (нефти) из одной страны-поставщика. В интересах ЕС строительство транспортного коридора для облегчения поставок своих товаров в страны Азии. ЕС, вне всяких сомнений, нуждается в сотрудничестве с Россией в сфере пресечения контрабанды, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды. ЕС, как следует из Стратегии данной организации в отношении России, хотел бы получить более широкий доступ на растущий российский рынок. Уже сейчас Россия занимает пятое место в ряду крупнейших импортёров продукции ЕС. Сотрудничество с Россией необходимо и для противодействии тенденции формирования однополярного мира. Здесь в качестве одного из возможных проектов необходимо назвать создание совместной спутниковой системы Galileo.
Однако ЕС совершает прямо противоположные шаги, только отталкивающие Россию: критика боевых действий в Чечне, демонстрирующая упорное, маниакальное нежелание видеть международный терроризм в качестве основной движущей силы конфликта; нежелание оказать давление на страны Балтии с целью приведения ситуации с правами русскоязычного меньшинства в соответствие с европейскими стандартами; противодействие вступлению России в ВТО; уже описанное выше нежелание допустить российские товары (кроме сырьевых) на свой внутренний рынок; стремление расширить своё влияние в Украине и Молдавии - странах, которые Россия традиционно считает зоной своих интересов. Всё это заставляет серьёзно усомниться в целесообразности тесных партнёрских отношений с таким эгоистичным, имперски настроенным партнёром, как ЕС. Поэтому, в свете описанных выше фактов и существующих политических реалий (направленность внешней политики В. Путина на рост конкурентоспособности России в мире при сохранении рук развязанными, как следует из Стратегии России по отношению к ЕС), при обоснованном предположении, что к власти в 2008 г. придёт ставленник нынешнего Президента России, мы полагаем, что отношения Россия-ЕС должны строиться на секторальном подходе, по образцу ЕС-Швейцария. Реализованные малые проекты в обстановке обоюдного недоверия и разочарования гораздо важнее, чем обещание грандиозных свершений. Поэтому необходимо направить основные усилия на реализацию проектов в следующих областях:
  • Проведение совместных НИОКР;
  • Обеспечение доступа российского сырья на рынок ЕС;
  • Сотрудничество в сфере энергетического машиностроения;
  • Обеспечение условий для взаимовыгодного приграничного сотрудничества, в частности по программе Северное измерение;
  • Кооперация в сфере создания евроазиатских транспортных и информационных систем;
  • Доведение до логического конца проекта по запуску российских ракет с французского космодрома на о. Куру;
  • Создание совместной спутниковой группировки, в частности для обеспечения безопасной транспортировки нефтепродуктов из России в ЕС;
  • Распространение действия программы PHARE на Россию;
  • Заключение двустороннего соглашения по вопросу миграции рабочей силы, которое регулировало бы порядок найма/увольнения, выплату заработной платы, установления квот на рабочую силу, начисление пенсий.
  • Расширение двустороннего культурного обмена, в том числе студентами, аспирантами, преподавателями, учёными, специалистами.
Учитывая опыт интеграции ЕС-ЕАСТ, ЕС-Швейцария, ЕС-ЦВЕ, мы можем однозначно утверждать, что подлинное сближение Россия-ЕС произойдёт лишь при наличии обоюдного желания сторон, при сопоставимом уровне экономического и институционального развития. В настоящее время, когда ЕС основные усилия прилагает на завершение принятия новых членов в свой состав, а Россия занята поиском своего места в мире и восстановлением своих позиций, более целесообразным является курс на установление просто добрососедских взаимовыгодных отношений. В дальнейшем, лет через двадцать пять, можно будет начать переговоры о формировании зоны свободной торговли между Россией и ЕС. В долгосрочной перспективе формат отношений ЕС-Россия должен быть аналогичен характеру отношений США-Япония: тесное экономическое, научно-производственное, военное, культурное сотрудничество, что делает эти страны подлинными стратегическими партнёрами, имеющими общие глобальные интересы, что, в свою очередь, позволяет относительно легко преодолевать мелкие разногласия конъюнктурного характера.

Грасмик Константин
Аспирант 1 года обучения кафедры Экономического факультета Омского государственного университета
E-mail:


04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...

05/07/2017

Летняя школа в Стрельне

Приглашаем аспирантов принять участие в летней школе на тему «Гражданское общество...

17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100