Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья?

Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья? Коломиец М. Омский государственный университет
Россия и Европейский союз: близкие соседи и добрые друзья?

Российская пресса насыщена статьями, основной смысл которых сводится к утверждению – отношения ЕС и России дали трещину. Последнее время западные средства массовой информации захлестнула волна негативных публикаций по поводу «управляемой демократии», сложившейся в России. Безусловно, на сегодняшний день наблюдается некоторая напряженность в отношениях, однако, это объективно и закономерно.
Как известно, разногласия порождаются перекрещиванием сфер влияния и зон столкновения интересов. Следовательно, ухудшение взаимоотношений России и ЕС это, прежде всего, признак краха существующей на сегодня базовой основы нашего сотрудничества.
Борьба с международным терроризмом безусловно важный аспект партнерства Москвы и Брюсселя, особенно после взрывов в Мадриде, однако определяющей роли он не играет. Россия и Евросоюз на данный момент слишком «разные миры» чтобы полностью разделять, понимать и согласовывать методы и способы антитерроритической борьбы. Что касается ратификации Киотского протокола, то на сегодняшний день Москве этот документ просто не нужен.
В этой связи необходимо искать новые направления сотрудничества. В нынешнем непростом положении жизненно важным становится точное соотнесение в своей политике существующих вызовов, собственных возможностей и вероятных выгод, как никогда прежде необходимым становится наличие выверенной системы приоритетов, как со стороны России, тек и со стороны Евросоюза.
Европейский союз оказался в состоянии бюджетного кризиса. Внешне причина состоит в том, что все больше стран Евросоюза превышают разрешенный по Пакту о стабильности и росте ЕС размер бюджетного дефицита в 3% ВВП. К злостным нарушителям – Франции и Германии, которые не соблюдают эту норму третий год, в 2004 г. могут присоединиться Италия, Нидерланды, Португалия и Греция. Тревожно и то, что в совокупности на долю этих стран приходится более 60% ВВП Европейского союза. Однако проблема лежит намного глубже, ведь дефицит увеличивается на фоне экономической стагнации. В 2003 г. ВВП стран зоны евро вырос лишь на 0,4%, это самый низкий показатель за последние 10 лет. Прогноз роста на 2004 г. Еврокомиссия понизила с 1,8% до 1,7%. Тогда как в середине 90-х гг. европейская экономика показывала устойчивый рост в 4%. Почему? В 90-е гг. перед европейскими корпорациями открылся «пустой» российский рынок, что, безусловно, послужило толчком к ускорению развития экономики Евросоюза. Однако, сейчас во многих отраслях российской промышленности ситуация кардинальным образом изменилась, в частности в пищевой. Но проблема даже не в этом. Суть в том, что на большую часть высокотехнологичной продукции европейских корпораций в России просто нет спроса, за исключением лишь центральных регионов. В этой связи, основная проблема это резкая дифференциация в уровне экономического развития регионов России.
Главная цель для сегодняшней России – улучшение качества и ускорение темпов экономического роста, с одной стороны, и повышение благосостояния населения с другой. Выравнивание уровней развития субъектов РФ, с одновременным выполнением поставленных целей кардинально увеличит емкость российского рынка, а это выгодно всем, в том числе и Евросоюзу, для корпораций которого это будет означать расширение рынка сбыта, а, следовательно, производства. Европейскому союзу нужна стабильно развивающаяся Россия, потому что потенциальная емкость российского рынка исчисляется сотнями миллиардов евро. В недалеком будущем Россия имеет все шансы стать основным покупателем европейского промышленного оборудования.
Первостепенное значение для улучшения качества и ускорения темпов экономического роста в России имеет выравнивание уровней экономического развития регионов. Необходимо проводить политику «полюсов роста». Опыт Евросоюза уникален в этой области.
В ЕС функционирует эффективная система структурных преобразований и выравнивания уровней развития различных территорий, созданная на базе структурной формы индикативного планирования.
Базовой основой долгосрочного партнерства России и ЕС может стать институциональная сфера, а именно индикативное планирование. ЕС последовательно проводит политику структурирования экономического роста, содержание которой заключается в разработке программы мероприятий по направлению действий частных предприятий в русло развития, определяемое европейской промышленной политикой. Общеевропейские планы социально-экономического развития представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих проектов в интересах Европы в целом.
Реализация европейской структурной политики в отношении отдельных стран, регионов, отраслей проводится путем тщательного согласования действий и интересов отдельных государств и предприятий, с одной стороны, и ЕС с другой. В частности, восточные земли Германии финансируются по программе регионального развития – средства используются для строительства инфраструктурных объектов на территории бывшей ГДР. Сейчас на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС выделяется 39 млрд. евро в год, однако Еврокомиссия предлагает увеличить эту сумму до 51 млрд. евро. В результате обмена планами и информацией выявляется схема предполагаемого экономического роста!
Безусловно, показателен опыт ЕС в учреждении Европейского инвестиционного банка, главной задачей которого является выравнивание уровней экономического развития стран ЕС путем финансирования проектов в менее развитых странах, а также поддержка программ общеевропейского масштаба в области транспорта, связи и энергетики.
Таким образом, в ЕС утвердился уникальный способ макроэкономического планирования, который основывается на принципах консультирования и согласования и предполагает участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов».
Индикативные планы для России призваны стать необходимым элементом системы государственного регулирования и действенным инструментом экономической политики, эффективно сочетающей задачи системной трансформации и позитивного экономического развития.
Индикативный план вносит важный вклад в формирование компромиссов на множестве системно противоречивых, но локально безупречных рекомендаций, характерных для разных направлений экономической политики современной России.
Формирование на федеральном уровне кратко-, средне- и долгосрочных индикативных планов развития национальной экономики станет дополнительным фактором улучшения качества и ускорения темпов экономического роста.
Внедрение в жизнь хотя бы половины выделенных мероприятий позволит в недалеком будущем уже не на словах, а на деле говорить о единой Европе с «общеевропейским домом» в котором найдется место и для России.

Коломиец Михаил
Студент третьего курса Экономического факультета Омского государственного университета
E-mail:


16/04/2018

Call for Papers Europe in Discourse II: Agendas of Reform

Call for Papers Europe in Discourse II: Agendas of Reform I am writing on behalf of the Organizing Committee of the Europe in Discourse: Agendas of...

14/02/2018

Venice School of Human Rights

EIUC is glad to announce the launch of its Venice School of Human Rights, born in 2010 with the goal of studying today's challenges in the field of...

05/02/2018

CALL FOR APPLICATIONS Athens Summer School 2018 “Moving the EU Forward”

CALL FOR APPLICATIONS Athens Summer School 2018 “Moving the EU Forward” Study on EU contemporary issues at the heart of European culture...

19/01/2018

Центр франко-российских исследований

Центр франко-российских исследований ЦФРИ ищет нового библиотекаря для управления...

22/12/2017

European Master’s Programme in Human Rights and Democratisation (E.MA) 2018/2019.

The European Interuniversity Centre for Human Rights and Democratisation (EIUC) and 41 participating universities from all member states of the European...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100