ВЫПУСК 1: ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ 1995 г.

 

ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ                                           АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК                              ИССЛЕДОВАНИЙ (АЕВИС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

 

 

 

 

 

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСК 1

 

 

 

ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ 1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Под редакцией:

д.э.н.Борко Ю.А.

 

 

 

д.э.н.Шемятенкова В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, февраль 1996 г.


Вступление

 

 

 

 

 

Данный обзор охватывает одно полугодие – с июля 110 декабрь 1995 г. Главной особенностью этого периода было то, что деятельность органов ЕС в значительной мере концентрировалась на подготовке к Межправительственной конференции (МIIК) государств-членов, которая предусмотрена Маастрихтским договором 1992 г. и должна принять программу всеобъемлющей реформы институтов ЕС, принимающих и осуществляющих решения, а также контролирующих их исполнение (далее – институциональная реформа). Что касается повседневной, во многом рутинной работы, то она была сосредоточена на таких направлениях как функционирование единого внутреннего рынка, осуществление мероприятий, связанных с переходом к третьему, заключительному, этапу строительства экономического и валютного союза (ЭВС), принятие ряда долгосрочных программ в экономической и социальной областях (борьба с безработицей, развитие транспортных сетей в Европе и т.д.), расширение интеграционных связей с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), готовящимися вступить в Союз, а также внешние отношения Союза, включая участие в мирном урегулировании в бывшей Югославии и развитие сотрудничества с другими странами или регионами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Заседания высших органов ЕС и принятые ими документы общего характера

 

 

 

 

 

1.1. Вопросы подготовки к МПК находились в центре внимания двух заседаний высшего политического форума ЕС – Европейского Совета: внеочередной встречи, состоявшейся 22-23 сентября на о-ве Майорка, и планового заседания в Мадриде 15-16 декабря.

 

 

 

 

 

На внеочередной сессии, помимо основной темы, были рассмотрены некоторые другие вопросы:

 

 

 

 

 

- В ходе дискуссии по боснийской проблеме было решено, что страны ЕС предоставят войска для участия в миротворческой операции под контролем НАТО. Евросовет высказался в пользу участия России в такой операции.

 

 

 

 

 

- Обсудив положение дел в России, участники «саммита» высказались за ее принятие в Совет Европы.

 

 

 

 

 

- Евросовет отклонил пожелание США, России, стран ЦВЕ и Балтии получить статус участников предстоявшей Евро-Средиземноморской конференции (Барселона, 27-28 ноября).

 

 

 

 

 

Заседание Евросовета в Мадриде станет, по-видимому, одной из знаменательных вех в развитии Союза.

 

 

 

 

 

1. Решено, что Межправительственная конференция государств-членов ЕС начнет свою работу в Турине 29 марта 1996 г.

 

 

 

 

 

2. Евросовет утвердил название будущей единой валюты ЕС – «евро». Тем самым подведена черта под длительными спорами, найдено название, которое носит нейтральный характер и, как надеются в ЕС, будет положительно воспринято европейской общественностью.

 

 

 

 

 

3. Был принят график перехода к единой валюте, начиная с 1 января 1999 г.

 

 

 

 

 

4. В области экономической политики одобрена стратегия борьбы с безработицей в государствах-членах ЕС. Основной упор сделан на ресурсы и усилия национальных государств. Были приняты также рекомендации по вопросам развития внутреннего рынка, содействия малым и средним предприятиям, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и рыболовства.

 

 

 

 

 

5. Под общей рубрикой «Европа, открытая для гражданина» одобрены заявление Совета ЕС по вопросам борьбы с терроризмом, а также ряд других документов, посвященных борьбе с наркоманией и организованной преступностью, сотрудничеству органов юстиции, упорядочению политики в области иммиграции и предоставления убежища, охране внешних границ ЕС, борьбе с расизмом и ксенофобией.

 

 

 

 

 

6. Рассмотрены и одобрены основные направления внешнеполитической стратегии Союза на современном этапе.

 

 

 

 

 

- Центральное место заняли вопросы отношений с США. Евросовет признал «решающий вклад Соединенных Штатов в решающий момент» боснийского урегулирования. Он одобрил «Трансатлантическую повестку дня» и «План совместных действий», подписанныe за несколько дней до этого в Мадриде (см.пункт 4.4.).

 

 

 

 

 

Косвенно признав неспособность Западной Европы самостоятельно потушить конфликт в бывшей Югославии и сохранение главенствующей роли США в обеспечении европейской безопасности, ЕС стремится компенсировать этот неприятный для него аспект энергичным наступлением практически на всех других направлениях своей внешнеполитической деятельности.

 

 

 

 

 

- Евросовет отметил, что расширение ЕС является «политической необходимостью и одновременно историческим шансом для Европы». Решено начать переговоры о присоединении Мальты и Кипра через шесть месяцев после завершения МПК. Что касается стран ЦВЕ, то Евросовет подчеркнул необходимость тщательной подготовки их вступления В ЕС на базе критериев, сформулированных на копенгагенском саммите 1993 г. Вопреки ожиданиям стран-кандидатов точная дата начала переговоров не была установлена. Состоявшаяся по завершении сессии Евросовета встреча его членов с главами государств и правительств стран ЦВЕ и Балтии свелась к обмену мнениями относительно стратегии неприсоединения.

 

 

 

 

 

- Выражена решительная поддержка мирного договора по Боснии и готовность Совета внести свой вклад в финансирование и осуществление послевоенной реконструкции.

 

 

 

 

 

- Евросовет согласился с основными принципами отношений с Россией, разработанными Комиссией ЕС (КЕС). Во главу угла поставлены поддержка реформ в России, укрепление сотрудничества с ней и содействие ее интеграции в мировую экономику.

 

 

 

 

 

- Одновременно одобрены принципы политики ЕС в отношении двух других региональных держав на востоке континента – Украины и Турции.

 

 

 

 

 

- Евросовет подчеркнул важное значение Евро-Средиземноморской конференции в Барселоне (см. пункт З.4), которая способствовала выправлению существовавшего в последние годы крена ЕС в сторону ЦВЕ. Барселонская встреча расценена как начало нового этапа в развитии региона и его отношений с ЕС в рамках новой евро-средиземноморской ассоциации.

 

 

 

 

 

- Евросовет одобрил подписание рамочного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с объединением Общий рынок южноамериканской зоны (МЕРКОСУР), в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, и поручил Совету и КЕС принять практические меры по развитию сотрудничества со странами Латинской Америки.

 

 

 

 

 

- Приняты также краткие резолюции по проблемам отношений со странами Азии и Африки, ОБСЕ и ООН, а также с отдельными государствами (странами Балтии, Македонией, Словенией, Андоррой, Ираном).

 

 

 

 

 

1.2. На сессиях Европейского парламента, состоявшихся во второй половине 1995 г., были приняты решения, касающиеся многих направлений политики ЕС и его отношений с внешними партнерами.

 

 

 

 

 

- В сентябре и октябре были приняты резолюции, в которых осуждались проводимые Францией ядерные испытания. В частности, было особо отмечено, что Франция не информировала заранее своих партнеров по ЕС и не консультировалась с ними в предварительном порядке, тем самым нарушив договоры о Евратоме и Европейском Союзе.

 

 

 

 

 

- Одобрена (на декабрьской сессии) программа деятельности КЕС на 1996 г., предусматривающая шесть приоритетных направлений: 1) продвижение к эконо­мическому и валютному союзу; 2) социальная политика; 3) повышение занятости; 4) свободное движение людей; 5) расширение сотрудничества со странами ЦВЕ; 6) развитие внешних связей в целом (соглашения с Японией, CШA, Китаем, Россией, странами Средиземноморья; стабилизация положения в бывшей Югославии, помощь развивающимся странам и т.д.). Среди принятых документов по экономической и социальной политике следует выделить программу действий «Таможня-2000», а также ряд программ в области здравоохранения, в том числе борьбы с раком и профилактики СПИДа (ноябрь).

 

 

 

 

 

- Поддерживая курс на расширение ЕС, Европарламент принял в ноябре резолюцию в поддержку скорейшего заключения соглашения об ассоциации между ЕС и Словенией, а в декабре одобрил подписанное соглашение о таможенном союзе с Турцией.

 

 

 

 

 

- Внеочередная сессия Европарламента в конце ноября одобрила соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией, Украиной, Молдовой и Киргизией. Поддержка соглашения с Россией увязана с развитием демократического про­цесса в стране. Еще раньше, на сентябрьской сессии, было поддержано решение КЕС выделить Украине дополнительную помощь в размере 200 млн.ЭКЮ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Углубление интеграции в рамках ЕС

 

 

 

 

 

2.1. Строительство Экономuческого и валютного союза

 

 

 

 

 

Как отмечалось выше (1.1), на сессии Евросовета в Мадриде был принят окончательный план перехода стран ЕС к третьей (финальной) стадии эвс. Подготовка плана· велась Советом министров экономики и финансов (ЭКОФИН) при участии КЕС и Европейского валютного института (ЕВИ) [1]. Это решение подвело черту под длительными дискуссиями относительно графика движения к ЭВС. Из двух вариантов, предусмотренных Маастрихтским договором, окончательно отставлен вариант более быстрого перехода к заключительной стадии – с начала 1997 г., но подтвержден крайний срок перехода – с 1 января 1999 г., который также оспаривался противниками дальнейшей унификации экономической и валютной политики. Евросовет подтвердил, что в ЭВС войдут только те страны, которые будут соответствовать зафиксированным в договоре критериям [2].

 

 

 

 

 

Состав первой группы участников будет определен в 1998 г. на основе экономических показателей 1997 г. Предположительно, их может быть от четырех до семи-восьми. Порядок взаимоотношений между участвующими и не участвующими государствами-членами ЕС должен быть определен до 1 января 1999 г.

 

 

 

 

 

Начиная с этой даты валютная корзина ЭКЮ перестанет существовать. Место ЭКЮ займет новая денежная единица – Евро, которая станет полноценной валютой. По отношению к ней будут жестко зафиксированы обменные курсы всех национальных валют. Не позже чем к 1 января 2002 г. будут выпущены банкноты и монеты Евро, которые начнут обращаться наряду с национальными денежными знаками, и не более чем через шесть месяцев после указанной даты национальные денежные знаки будут полностью выведены из обращения во всех странах, вошедших в ЭВС.

 

 

 

 

 

2.1.1.            Eдuный внутренний рынок (ЕВР). Обеспечение эффективного функционирования ЕВР остается одной из приоритетных задач Союза. 27 сентября КЕС организовала в Брюсселе конференцию по этой проблеме. В частности, было отмечено, что, согласно выборочным исследованиям, уже сейчас создание ЕВР привело к улучшению предпринимательского климата в ЕС, в частности, в сфере банковских услуг и телекоммуникаций. Комиссия опубликует в середине 1996 г. доклад о воздействии ЕВР на конкурентные позиции европейского бизнеса.

 

 

 

 

 

Программа «Таможня 2000» позволит создать однородные условия для передвижения товаров, услуг и частных лиц через внешние границы ЕС. В октябре программа была одобрена Европарламентом, а в ноябре – Советом министров ЕС.

 

 

 

 

 

2.1.2.            Продвижение к валютному союзу. Приоритетное место в деятельности КЕС по-прежнему занимало сближение экономической политики государств-членов, являющееся одним из ключевых направлений продвижения к экономическому и валютному союзу. Европейский Совет и КЕС вновь подтвердили, что войти в ЭВС смогут лишь те страны, которые к 1999 г. будут cоответствовать критериям Маастрихтского договора. По данным за 1995 г., в эти показатели уложились: по темпам инфляции – 11 стран из 15; по норме процента – 10; по размерам дефицита государственного бюджета – четыре (Дания, Германия, Ирландия и Люксембург), причем показатель дефицита по ЕС в целом составил 4,7% при установленной норме в 3%; по размерам внутреннего государственного долга  -пять (Дания, Германия, Люксембург, Франция и Великобритания) при суммарном показателе по ЕС в 71% вместо предусмотренных 60%. Согласно прогнозу на 1996 г., число стран, выполняющих норматив по дефициту бюджета, может увеличиться до шести, а по размерам государственного долга – уменьшиться до четырех.

 

 

 

 

 

Обеспокоенные этой ситуацией, руководящие инстанции Союза предусматривают ужесточение контроля над экономической политикой государств-членов. В частности, обсуждается вопрос о применении финансовых санкций к «злостным» нарушителям установленных критериев.

 

 

 

 

 

2.2.            Экономuческая конъюнктypa и текущая экономическая политuка ЕС

 

 

 

 

 

Статистические данные, представленные в весеннем и осеннем докладах о положении в мировом хозяйстве, которые были выполнены шестью ведущими научно-исследовательскими институтами Германии, подтвердили, что большинство стран прошли низшую точку спада в 1993 г. Однако начавшийся подъем натолкнулся в 1995 г. на препятствия, на этот раз связанные с внешними факторами. Поэтому во второй половине года оценка темпов при роста совокупного ВВП Союза в 1995 г. была снижена с 3,1% до 2,7%. Наметилось некоторое снижение безработицы – до 10,7% самодеятельного населения (в 1994 г. – 11,2%; минимальный уровень в конце 80-х годов – 9,1 %). Платежный баланс по текущим операциям уравновешен уже второй год подряд.

 

 

 

 

 

Несмотря на замедление роста, экономические перспективы на 1996-1997 гг. остаются благоприятными, ежегодные темпы увеличения ВВП прогнозируются на уровне 3%. Основой подъема должны стать внутренние факторы: расширение личного и инвестиционного спроса. Этому благоприятствует снижение в течение последних пяти лет долгосрочной ставки процента и инфляции. В 1995 г. индекс потребительских цен в среднем по ЕС-15 был на 3,1% выше, чем в 1994 г. В третьем квартале 1995 г. использование производственных мощностей достигло 83,4% (докризисный максимум в 1988-1990 гг. – 85,8%, минимальный показатель в 1991-1993 гг.77,2%).

 

 

 

 

 

2.2.1. Бюджет ЕС. В конце июля Совет одобрил проект бюджета ЕС на 1996 г. и передал его на рассмотрение Европарламента. Поступления запланированы в размере 86,2 млрд. ЭКЮ, а платежи – 81,36 млрд. ЭКЮ. На цели общей сельскохозяйственной политики предлагалось выделить 40,8 млрд. ЭКЮ, в Структурные фонды – 29,1 млрд., на внутреннюю политику (НИОКР, трансъевропейские сети, энергетика) – 5 млрд., на внешние мероприятия – 5,1 млрд. (в том числе 1147 млн. на помощь странам ЦВЕ, 583 млн. – странам Средиземноморья, 435 млн. – республикам бывшего СССР).

 

 

 

 

 

Во время парламентских слушаний в сентябре и октябре неоднократно поднимался вопрос о необходимости завершить к концу нынешнего года ратификацию всеми странами ЕС решения сессии Евросовета в Эдинбурге (декабрь 1992 г.), согласно которому размер собственных средств ЕС должен быть увеличен к 1999 г. с 1,20% совокупного ВНП государств-членов до 1,27% ВНП (в 1995 и 1996 гг., соответственно 1,21% и 1,22%). Но поскольку три новых члена – Австрия, Швеция и Финляндия – не успели во время ратифицировать это решение, бюджет на 1996 г. пришлось сохранить на уровне 1,19% ВВП.

 

 

 

 

 

2.3. Инcтuтyциональное развитuе и строительство политического союза

 

 

 

 

 

2.3.1. В области институциональной реформы вторая половина 1995 г. была отмечена подготовкой к МПК. Основная цель конференции – внести в Маастрихтский договор такие изменения, которые позволят институтам Ее более эффективно функционировать в условиях как уже состоявшегося (в 1995 г.), так и запланированного расширения Союза.

 

 

 

 

 

Летом 1995 г. начала работу специальная группа (Reflесtiоn group) по подготовке конференции во главе с испанским дипломатом К.Вестендорпом. Предварительный доклад группы рассматривался на сессии Евросовета в сентябре, а окончательный – на его Мадридской сессии в декабре.

 

 

 

 

 

Основное внимание в докладе уделено следующим вопросам:

 

 

 

 

 

- Усовершенствование институциональной структуры при сохранении сложившегося баланса полномочий между институтами. В этой структуре лидирующую роль играют четыре органа: Комиссия, Совет (именуемый часто Советом министров), Парламент и Суд ЕС. Члены Союза согласны в том, что не следует обременять эту структуру созданием дополнительных органов. Существующая система принятия решений в рамках Европейского союза и так уже достаточно сложна, а увеличение числа государств-членов до 25-27 может еще более осложнить ее. В целях решения проблемы предлагается расширить круг вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов. Однако одного этого вряд ли будет достаточно, чтобы преодолеть возникающие трудности.

 

 

 

 

 

- Повышение законотворческой роли Европарламента и более четкое определение функций национальных парламентов в институциональной системе ЕС В 50-е годы, когда интеграционное объединение только создавалось, его парламентской ассамблее была отведена исключительно консультативная роль, а законодательные акты принимал главным образом Совет министров на основе инициатив Комиссии. С тех пор Европарламент постепенно набирал вес. Сейчас предлагается практически уравнять его в законодательных полномочиях с Советом.

 

 

 

 

 

- Изменение порядка формирования Суда ЕС. До сих пор действует правило, согласно которому в нем представлены судьи из каждого государства-члена. Сохранение этой практики в условиях значительного расширения ЕС непомерно увеличило бы число судей вне всякой связи с реальными потребностями Суда. Поэтому предлагается отказаться от указанного правила.

 

 

 

 

 

- Растущую поддержку получает идея, согласно которой в процессе принятия решений в ЕС должен учитываться демографический фактор (чем больше население страны, тем весомее должен быть ее голос). Понятно, что эта идея не привлекает малые государства-члены где численность населения невелика. Создается, однако, впечатление, что на определенных условиях они готовы в этом вопросе уступить. Так, по мнению Бельгии, учет демографического фактора возможен, если он будет компенсирован изменением состава Комиссии – основного исполнительного органа Сонна. По сложившейся практике, сейчас на крупные страны приходится по два члена КЕС, на остальные – по одному. Предлагается уравнять число ее членов с числом участвующих в Союзе государств.

 

 

 

 

 

- Ревизия основополагающих договоров ЕС с целью упростить их. В правящих кругах Союза ныне считают, что усложненность договорной основы интеграции, делающая ее недоступной пониманию рядовых граждан, отталкивает их от Союза, что подрывает его легитимность. Одно из предложений – ликвидация устаревших статей (их насчитывают более 500). Другой, более радикальный вариант – принятие своего рода конституционной Хартии, содержащей наиболее важные положения, и перенесение всех остальных статей, сохраняющих свою действенность, в приложения.

 

 

 

 

 

- Предлагается отказаться от понятия «трех опор», включенного в Маастрихтский договор с целью разграничить сферу экономической интеграции, находящейся в непосредственном ведении наднациональных институтов Союза (первая опора), и сферы сугубо межгосударственного сотрудничества – внешнюю политику и политику безопасности (вторая опора), а также правосудие и внутренние дела (третья опора), где КЕС и Европарламент наделены только консультативной функцией. Однако с этим предложением по-прежнему не согласны некоторые страны, особенно Франция и Великобритания, которые рассматривают вторую и третью опоры как способ сохранения национального суверенитета в наиболее деликатных областях внешней и внутренней политики.

 

 

 

 

 

При всем изобилии выдвинутых идей, нельзя не заметить и озабоченности руководства ЕС отсутствием единства государств-членов в подходе к политичес­кой интеграции. Отдельные обсуждаемые предложения не связываются в цельную картину. По ряду проблем выдвигаются прямо противоположные варианты решения. Очевидно, что участникам МПК предстоит трудный путь к взаимоприемлемым компромиссам, что, в свою очередь, предвещает осторожность и даже половинчатость решений.

 

 

 

 

 

2.3.2. Формuрование мexанизмa общей внешней политики и политики безопасности (ОВППБ). Основной прогресс европейской интеграции В области безопасности по-прежнему связан с деятельностью ЗЕС. Мадридская сессия Совета ЗЕС (14 ноября 1995 г.) одобрила два концептуальных документа.

 

 

 

 

 

«Послание ЗЕС Межправительственной конференции ЕС 1996 года» представляет собой итог годовой работы и подготовлено на основе проекта, представленного Совету председательствовавшей в ЗЕС Испанией в июле 1995 г. С учетом адресата в Послании сделан акцент на будущие институциональные отношения между ЗЕС и ЕС. Рассматриваются три возможных сценария: а) укрепление партнерства между ЗЕС как автономной организацией и ЕС; б) интеграция ЗЕС в Европейский Союз; в) промежуточные варианты между полюсами автономии и слияния. При этом ЗЕС не предлагает готовых рецептов, стремясь пока лишь дать импульс европейской дискуссии.

 

 

 

 

 

Другой документ – «Европейская безопасность: общая концепция 27 стран ЗЕС» – представляет собой совместную позицию государств-членов, ассоциированных членов, наблюдателей и ассоциированных партнеров этой организации по проблемам развития европейской системы безопасности в изменившихся условиях. Документ определяет общие для этих стран интересы и потенциальные риски, в том числе возникающие за пределами зоны ЗЕС На этой основе дается оценка их возможного совместного вклада (впервые в таких широких представительных рамках) в безопасность и стабильность Европы и других регионов, в частности путем интенсификации политического диалога и усиления потенциала в области предупреждения и управления кризисами.

 

 

 

 

 

Ноябрьская сессия Совета ЗЕС уделила особое внимание развитию военного измерения этого Союза. Одобрен документ «Формирование и состав сил для проведения операций ЗЕС», который, в соответствии с принятыми решениями Совета в Лиссабоне (15 мая 1995 г.), определяет механизмы и процедуры использования «сил, подотчетных ЗЕС». Принятый документ «Меры по проведению операций силами, выполняющими гуманитарную миссию (Часть IIтакже развивает решения и первую часть аналогичного документа лиссабонской сессии Совета.

 

 

 

 

 

Отражением растущих военных возможностей ЗЕС стало проведение первых командно-штабных учений под наименованием «ЗЕС Кризисы 95-96», начавшиеся в декабре 1995 г. Их целью является отработка механизмов и процедур на всех этапах управления моделируемыми кризисами. Таким образом, ЗЕС стремится укрепить свою роль в качестве оборонного компонента Европейского Союза.

 

 

 

 

 

2.3.3. Формирование механизма общей политuки в сфере внутренних дел и юcтuциu. Политuка ЕС в сфере пограничного контроля и иммиграции. В июле Европейский совет назвал приоритетными направлениями политики ЕC обеспечение свободы передвижения граждан, борьбу с терроризмом и распространением наркотиков, создание реалистичной иммиграционной политики. Принятые в дальнейшем решения по этим вопросам свидетельствуют о стремлении институтов ЕС распространить, хотя бы частично, свою компетенцию на очерченную Маастрихтским договором сферу юстиции и внутренних дел.

 

 

 

 

 

В сентябре и ноябре КЕС и Европарламент предложили обсудить реформу «третьей опоры», на предстоящей МПК. В сентябре и октябре Совет министров внутренних дел обсудил ряд документов по борьбе с терроризмом и распространением наркотиков и объявил о радикальной перемене во взглядах cтран ЕС на эти проблемы. Борьба с терроризмом и наркоманией признана общеевропейским делом. Реальным подтверждением своего заявления министры считают подписание в июле Конвенции о создании Европола и считают своим долгом способ­ствовать успешному функционированию этого органа.

 

 

 

 

 

В сентябре Европарламент обсудил доклад о политике иммиграции и предоставлении политического убежища. Можно ожидать принятия решений в таких областях как борьба с нелегальной иммиграцией и равное распределение между всеми государствами обязанностей по прием у политических беженцев. Тем не менее оппозиция национальных правительств предложениям о передаче органам ЕС права принятия основных решений в области иммиграционной политики остается очень значительной.

 

 

 

 

 

Шенгенское соглашение. Формально это соглашение, подписанное еще в 1985 г. семью странами ЕС, не входит в законодательство Союза. Но по своей сути оно носит интеграционный характер. 1 июля в соответствии с Конвенцией о применении Шенгенского соглашения была осуществлена полная ликвидация систем контроля на внутренних границах подписавшей его «семерки», за исключением Франции, мотивировавшей свою позицию недостаточной технической подготовленностью стран-участниц соглашения к его реализации. Последовавшие в июле террористические акты в Париже вынудили Францию не только восста­новить, но и усилить контроль на границах до конца года. Эта мера нашла понимание у ее партнеров, тем более что Конвенция предусматривает такого рода действия в случае угрозы общественному порядку.

 

 

 

 

 

В то же время Шенгенская группа провела в августе-ноябре переговоры с рядом стран, изъявивших желание участвовать в соглашении. Дания претендует на статус наблюдателя. Финляндия и Австрия заявили, что из-за своей технической неподготовленности присоединятся к нему позже. По той же причине пока не участвуют в реализации соглашения Греция и Италия, хотя они и подписали Конвенцию. Труднее всего обстоит дело с пожелавшими присоединиться к ней Норвегией и Исландией, так как они не входят в ЕС, а это одно из условий приема в Шенгенскую группу. По-видимому, придется разрабатывать для них специальный статус. Позиция Великобритании остается непоколебимой; она отказывается присоединяться к любым соглашениям, предусматривающим отмену пограничного контроля.

 

 

 

 

 

2.4. Другие направленuя деятельности ЕС

 

 

 

 

 

2.4.1. Соцuальное uзмеренuе интеграции и соцuальная полuтика. В упомянутом выше докладе о подготовке МПК-9б подчеркивается, что конференция призвана решить назревшие вопросы социальной политики и внести соответствующие дополнения в Маастрихтский договор, который имел ряд недоработок в этом плане (главная из них – в текст договора не включена принятая тогда же Социальная хартия ЕС). Предлагается внести в Договор новые статьи и разделы, напрямую связанные с социальным измерением интеграции, в том числе специальную главу, посвященную политике занятости и предусматривающую разработку наднациональной программы, которая находилась бы в компетенции ЕС и была бы обязательной для каждого государства-члена. Дополнения касаются также делегирования полномочий коммунитарным органам при принятии решений в таких областях как образование, профессиональная подготовка, социальная адаптация молодежи, культура, здравоохранение, защита потребителей.

 

 

 

 

 

В июле КЕС одобрила IV программу по безопасности на рабочих местах, гигиене и здоровью, обеспечивающую юридическую базу для деятельности малых и средних предприятий. Одновременно сессия Совета министров по социальным вопросам одобрила регламент, учреждающий Европейское агентство по здоровью и безопасности на рабочем месте с местопребыванием в Бильбао (Испания). Была также принята резолюция о занятости пожилых рабочих.

 

 

 

 

 

В сентябре создан Комитет «мудрецов» для подготовки доклада к первому Европейскому форуму по социальной политике, посвященному вопросам социального регулирования и пересмотру Социальной хартии. Комитет начал свою работу.

 

 

 

 

 

В целях содействия сотрудничеству между социальными партнерами в сентябре прошел семинар по обучению социальному диалогу (Брюссель), где, в частности, были одобрены результаты социальной программы (Conpri), направленной на усиление такого диалога на европейском уровне (транснациональные учебные программы, помощь менеджерам и профессиональным организациям в Италии, Франции и Испании).

 

 

 

 

 

В начале октября подписан меморандум о взаимопонимании в рамках транснациональной компании (ТНК) «Сольвей», предусматривающий создание общего для всех ее предприятий Европейского совета по труду. Этот опыт получил одобрение КЕС и был рекомендован для использования другими ТНК европейского масштаба. КЕС выдвинула ряд предложений, касающихся статуса рабочих на предприятиях таких компаний, а также статуса европейской компании, европейской ассоциации, европейского кооператива.

 

 

 

 

 

В ноябре были организованы дебаты о будущем социальной защиты в ЕС. КЕС одобрила доклад члена Комиссии П.Флинна о ситуации в этой области в разных регионах ЕС и о будущем европейской системы социальной защиты. Евросовет принял две рекомендации, касающиеся гармонизации национальной политики в этой области и общих критериев минимально необходимого уровня социальной защиты по стандартам, установленным КЕС.

 

 

 

 

 

2.4.2. Научно-техническая политика. В настоящее время в ЕС действует Четвертая рамочная программа научно-технического развития, рассчитанная на 1994-1998 годы. Такие программы являются главной организационной формой научно-технического сотрудничества в рамках ЕС и включают ряд специализированных программ в конкретных областях НИОКР. В программы включаются доконкурентные исследования, осуществляемые на основе контрактов КЕС с исполнителями – университетами, лабораториями фирм и т.д. (как правило, им возмещается до 50% расходов).

 

 

 

 

 

19 октября КЕС приняла решение об использовании резерва в 700 млн.ЭКЮ, выделенного, помимо основных 12,3 млрд.ЭКЮ, на реализацию Четвертой рамочной программы. В числе ее приоритетных задач – проекты более экономичного и экологически чистого самолета «нового поколения», а также автомобилей с минимальным уровнем вредных выхлопов, выработка технологий защиты окружающей среды, связанных с использованием водных ресурсов, создание мультимедийных обучающих программ и т.д.

 

 

 

 

 

В связи с истечением в 2002 г. срока действия Договора о ЕОУС активно обсуждаются планы создания вместо него Европейского исследовательского фонда угольной и сталелитейной промышленности. Эта идея находит все большую поддержку среди европейских производителей угля и стали, которые считают, что их отрасль нуждается в специфических НИОКР, выходящих за пределы Рамочной программы научно-технического развития ЕС.

 

 

 

 

 

Согласно пресс-релизу КЕС, опубликованному 18 ноября, в ближайшее время она намерена укрепить сотрудничество с третьими странами в области науки и техники, в первую очередь с государствами ЦВЕ и Средиземноморья. Комиссия считает целесообразным включать положения о научно-технических исследованиях в двусторонние соглашения о сотрудничестве, заключаемые ЕС с «третьими» странами.

 

 

 

 

 

24 октября КЕС решила внести в Совет предложение продолжить участие в программе ИНТАС. Данная программа была учреждена в 1993 г. с целью поддержать научно-технические исследования в России и других государствах, возникших на территории бывшего СССР, и препятствовать «утечке умов» из них. До конца 1998 г. взнос ЕС в бюджет программы составит 12-15 млн.ЭКЮ. Однако в качестве нового условия КЕС намерена добиться для себя права вето и представительствования в руководящем органе ИНТАС – Генеральной ассамблее.

 

 

 

 

 

2.4.3. Регuональная политuка и деятельность Структурных фондов. Среди действующих программ ЕС следует выделить программу сотрудничества приграничных регионов (ИНТЕРРЕГ). За пять месяцев были ассигнованы средства для развития сотрудничества вдоль границ Германии с Швейцарией, Польшей, Чехией, Францией, Ирландией, Бельгией и Данией. Помимо этого профинансированы программы РИЗАЙДЕР (конверсия сталелитейных и угледобывающих регионов), КОНВЕР (конверсия регионов концентрации ВПК) и УРБАН (ревитализация городов).

 

 

 

 

 

В конце октября произошло событие, которому было придано принципиальное значение, – празднование 10-й годовщины Ассамблеи европейских регионов, где получила поддержку идея проведения широкой «кампании за регионализм» с целью более энергичного осуществления концепции «Европы регионов». Эта кампания призвана содействовать повышению роли регионов в процессе принятия решений на уровне ЕС и признанию роли Комитета регионов как полноправного коммунитарного института, представляющего региональные интересы.

 

 

 

3. Расширение ЕС

 

 

 

 

 

3.1. Вcтyпление Австрии, Финляндии и Швеции

 

 

 

 

 

Завершился первый год членства в ЕС Финляндии, Швеции и Австрии. (1 января 1995 г. в результате четвертого расширения число стран-участниц выросло с 12 до 15).

Опрос общественного мнения, проведенный в апреле-мае 1995 г., показал, что почти 2/3 участвовавших в нем граждан ЕС считали очередное расширение положительным для группировки шагом. В то же время в самих вновь вступивших государствах меньше половины респондентов позитивно оценивали членство в Европейской союзе и большинство выступали против введения единой валюты.

 

 

 

 

 

По мнению КЕС, итоги опроса не следует воспринимать чересчур пессимистично, поскольку процесс адаптации новых стран к условиям ЕС находится в начальной стадии. Кроме того, ситуация внутри каждой из присоединившихся стран имеет свою специфику.

 

 

 

 

 

Так, в Финляндии население в целом настроено проевропейски, ибо ожидания, связанные с вступлением в ЕС, в основном оправдались, в том числе реально снизились цены на продовольствие. Общественные организации и политические круги активно обсуждают позицию страны на готовящейся Межправительственной конференции ЕС. По всей вероятности, Финляндия будет выступать за отмену принципа консенсуса при голосовании по вопросам внешней политики и политики безопасности. При этом она возражает против предоставления дополнительных голосов крупным членам ЕС и отстаивает свое право назначать представителя в КЕС.

 

 

 

 

 

В Швеции же, напротив, неустойчивое положение правящей социал-демократической партии, затянувшиеся политические трудности и кризис модели социальной экономики подспудно усиливают разочарование населения в европейской идее. В конце 1995 г. только 26% шведов вновь проголосовали бы за членство страны в ЕС В сентябре 1995 г. лишь 40% населения приняло участие в выборах в Европейский парламент, что отражает безразличие или скрытый протест в отношении к ЕС Отчасти это связано с крушением надежд на удешевление потребительских товаров и снижение безработицы после вступления в ЕС, отчасти – с тем, что правительство до сих пор так и не смогло выработать всеобъемлющей национальной стратегии внутри Европейского Союза.

 

 

 

 

 

23 октября Совет ЭКОФИН поддержал представленную финским правительством программу присоединения страны к ЭВС.

 

 

 

 

 

Согласно программе Финляндия должна достигнуть к 1999 г. всех необходимых критериев участия в валютном союзе. Самым слабым местом финской экономики остается безработица – более 17% рабочей силы. Недавно правительством принята многолетняя программа содействия зaнятости, главным инструментом которой станут структурные реформы на рынке труда.

 

 

 

 

 

3.2. Реалuзация соглашения о едином экономическом пpocтpaнстве мeжду ЕС u ЕАСТ

 

 

 

 

 

После вступления в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции актуальность этого соглашения резко уменьшилась. В ЕАСТ остались лишь три экономически значимых государства – Швейцария, Норвегия и Исландия (последняя - в сфере морского рыболовства). Фактически они в большой степени интегрированы в западноевропейскую экономику.

 

3.3. Развитие ассоциации с гocyдapcтвaмu Центральной и Восточной Европы

 

 

 

 

 

В центре внимания институтов ЕС находились проблемы, связанные с подготовкой этих стран к вступлению в Союз. Как отмечено выше, Европейский совет дважды обсудил ход подготовки и подчеркнул в своих заключениях необходимость соблюдения всех критериев, которыми обусловлен прием новых членов (см.пункт 1.1.).

 

 

 

 

 

О тщательности, с которой подходит ЕС к этому вопросу, свидетельствует решение подготовить серию докладов с анализом воздействия расширения на различные сферы коммунитарной политики. Два таких доклада – о последствиях для структурной и сельскохозяйственной политики – уже подготовлены. В обоих документах отмечено, что цена вступления стран ЦВЕ будет очень высокой. Распространение на них общей структурной политики обойдется бюджету ЕС в 38 млрд.ЭКЮ, а аграрной – в 6-10 млрд. (в обоих случаях ежегодно).

 

 

 

 

 

В контексте этих цифр понятна осторожность в определении порядка и сроков приема новых кандидатов. 7 июля, во время визита в Прагу, Ханс Ван ден Брук впервые публично объявил, что КЕС начнет подготовку своих заключений, на основе которых можно будет приступить к переговорам о вступлении, в 1997 г. Ври этом заключения будут подготовлены отдельно для каждого государства-претендента. Сами переговоры, по неофициальным сведениям, начнутся не ранее конца того же года, а скорее всего в 1998 г., хотя и этот срок оценивается некоторыми экспертами как чересчур оптимистичный. Это тем более относится к трем прибалтийским государствам, которые также рассматриваются в качестве потенциальных членов ЕС, и к Словении, «Европейское соглашение» с которой подготовлено. С учетом того, что общее число кандидатов возросло до 12 (10 стран ЦВЕ, а также Кипр и Мальта) и что приниматься они будут в индивидуальном порядке, процесс расширения Союза на восток начнется, по оценкам, на рубеже нынешнего и следующего веков и растянется на несколько лет.

 

 

 

 

 

В плане практической подготовки стран ЦВЕ к вступлению ЕС увеличивает размеры предоставляемой им экономической помощи. В бюджете Союза на 1996 г. предусмотрено израсходовать на эти цели 1 235 млн.ЭКЮ, а общая сумма на 1995-1999 гг., должна составить 6,7 млрд.ЭКЮ.

 

 

 

 

 

3.4. Средuземноморское направленuе расшuрения

 

 

 

 

 

27-28 ноября 1995 г. в Барселоне состоялась первая Евро-Средиземноморская конференция, прошедшая на уровне министров иностранных дел. Она организована в соответствии с «Новой средиземноморской политикой», провозглашенной ЕС в 1992 г. и подтвержденной решениями Евросовета на Корфу (июнь 1994 г.), в Эссене (декабрь 1994 г.) и в Каннах (июнь 1995 г.).

 

 

 

 

 

В политических комментариях по поводу конференции подчеркивается, что ЕС намерен и впредь доминировать в Средиземноморье, сдерживая дальнейшее укрепление позиций США в этом регионе и противодействуя возвращению в него России в качестве преемницы Советского Союза. Такая оценка базируется, в частности, на том факте, что США и Россия не были допущены на конференцию в качестве ее полноправных участников, хотя еще в 1991 г. средиземноморские государства-члены ЕС высказывались за их приглашение на Совещание по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье.

 

 

 

 

 

Круг участников конференции был ограничен 15 государствами-членами ЕС и 12 странами средиземноморского бассейна, уже подписавшими с ЕС соглашения о партнерских отношениях или же ведущих переговоры с такой же целью. Это – Кипр, Мальта, Турция, Палестина, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Марокко, Тунис, Алжир. Кроме того, к участию, но без права подписи Заключительной декларации, была допущена Мавритания как страна, не имеющая выхода на средиземноморское побережье, но получающая помощь от ЕС Ливии было отказано в участии под тем предлогом, что она не имеет договорных отношений с ЕС, хотя с критикой такого дискриминационного подхода выступили некоторые арабские страны.

 

 

 

 

 

На конференции была принята Барселонская декларация, состоящая из нескольких разделов: политика и безопасность, экономика и финансы, социальные и гуманитарные проблемы. Была принята рабочая программа, предусматривающая сотрудничество в области энергетики, промышленности, телекоммуникаций, транспорта, науки и туризма. Намечено не позднее конца первого полугодия 1996 г. провести встречу в Лондоне с целью обсудить вопрос об инвестициях в Средиземноморском регионе. Во втором полугодии планируется обсудить проблемы водных ресурсов и борьбы с наступлением пустыни. Достигнуты дoгoвoренности о создании соответствующих организационных структур.

 

 

 

 

 

Главным долгосрочным итогом конференции стало решение создать к 2010 г. зону свободной торговли между ЕС и участвовавшими во встрече средиземноморскими странами.

 

 

 

 

 

Хотя принятие в Барселоне соответствующих документов является серьезным успехом для ЕС, тем не менее их реализация встретит немало трудностей. Это можно предположить хотя бы потому, что ряд положений декларации удалось согласовать с трудом и ценой взаимных уступок (проблемы разоружения и нераспространения ядерного оружия, прав человека, борьбы против терроризма, нелегальной иммиграции и др.), а по такой актуальной региональной проблеме, как экспорт сельскохозяйственной продукции из Южного Средиземноморья в страны ЕС, вовсе не удалось договориться.

 

 

 

 

 

О стремлении стран ЕС не ограничиваться лишь решениями на правительственном уровне, а подключить к партнерству общественность 27 стран-участниц конференции, свидетельствует проведение там же в Барселоне 29 ноября – 1 декабря Форума евро-средиземноморской общественности. На нем, по различным данным, присутствовало от 500 до 1000 представителей деловых и коммерческих кругов, ученых, банкиров, работников средств массовой информации.

 

 

 

 

 

Можно считать, что средиземноморская политика ЕС, на реализацию которой выделено примерно свыше 5 млрд.ЭКЮ сроком на пять лет, вышла на новый виток развития и набирает силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЕС и внешний мир

 

 

 

 

 

4.1. Общие вопросы внешнеполитuческой стратегии ЕС

 

 

 

 

 

Для рассматриваемого периода характерна высокая внешнеполитическая активность ЕС. Принят ряд решений и заключено несколько соглашений, имеющих долгосрочный характер и преследующих общую цель - расширить сферу сотрудничества с важнейшими регионами современного мира и укрепить международные позиции Союза (см.пункт 1.1. и 1.2.). Это относится в первую очередь к отношениям ЕС и Соединенными Штатами, Южным Средиземноморьем, Латинской Америкой, Россией и Украиной, странами Африки и бассейнов Карибского моря и Тихого океана (группа АКТ).

 

 

 

4.2. Отношения с Россией

 

 

 

 

 

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения ЕС и Российской Федерации, вплоть до настоящего времени остается Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР, заключенное в 1989 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ, подписанное в июне 1994 г. на о.Корфу, находится в стадии ратификации (в частности, оно уже ратифицировано Великобританией, Грецией, Данией, Испанией и Европарламентом). В случае благоприятного исхода этот процесс завершится не ранее конца 1996 г. До этого будет действовать Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах, подписанное 17 июля 1995 г. и вступающее в силу 1 февраля 1996 г.

 

 

 

 

 

20 ноября 1995 г. Совет ЕС принял Заключение о будущих отношениях с Россией, которое выделяет пять приоритетных для Союза направлений их сотрудничества:

 

 

 

 

 

- содействие успешному развитию демократических реформ;

 

 

 

 

 

- развитие экономического сотрудничества;

 

 

 

 

 

- укрепление сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;

 

 

 

 

 

- развитие диалога в сфере оборонительной политики и политики безопасности;

 

 

 

 

 

- интенсификация диалога на высшем уровне.

 

 

 

 

 

К категории до сих пор не решенных проблем в отношениях ЕС-РФ относятся проблемы доступа на внутренние рынки сторон и преодоления разногласий в подходах к будущей системе европейской безопасности, что проявилось на переговорах, состоявшихся в ходе визита в Москву председателя КЕС Жака Сантера и председательствовавшего в Евросовете испанского премьер-министра Филипе Гонсалеса. Первый вопрос особенно актуален для России, поскольку в течение 1995 г. ЕС неоднократно вводил в действие aнтидемпинговые процедуры в отношении импортируемых из России товаров. В августе, незадолго до упомянутого визита, такая процедура была применена к российскому импорту удобрений (нитрат аммония).

 

 

 

 

 

С проблемами режима взаимной торговли связано и заявление, с которым выступил 3 ноября член Комиссии ЕС Х. ван ден Брук. Оно касалось зафиксированной в Соглашении о партнерстве договоренности провести в 1998 г. совместное изучение возможностей создания зоны свободной торговли с РФ. Подтвердив готовность Союза выполнить эту договоренность, Х. ван ден Брук подчеркнул, что создание такой зоны зависит от хода экономических реформ в России и не может быть предметом одного конкретного решения.

 

 

 

 

 

9-10 декабря состоял ось заседание Смешанной комиссии ЕС-Россия. Было отмечено, что стороны завершили все формальные процедуры, связанные с вступлением в силу Промежуточного соглашения, и подтверждено, что оно начнет действовать с 1 февраля 1996 г. Стороны приветствовали недавнее подписание двустороннего соглашения между ЕС и Россией о сотрудничестве в сталелитейной промышленности и выразили намерение заключить в ближайшее время соглашения о сотрудничестве в сфере стандартов и промышленной сертификации, а также о торговле текстильными и фармацевтическими товарами.

 

 

 

 

 

В сфере политических взаимоотношений принципиальное значение имела декларация в поддержку скорейшего вступления России в Совет Европы, принятая Советом ЕС 3 октября.

 

 

 

 

 

4.3. Отнoшения с другuми государствами-членами СНГ

 

 

 

 

 

ЕС стремится развивать эти отношения параллельно с российским направлением своей политики. Заключены и находятся в стадии ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Украиной, Молдовой, Казахстаном и Киргизстаном. Готово, но не подписано такое же соглашение с Беларусью. 1 июня 1995 г. подписано Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах между ЕС и Украиной, ведется работа над аналогичными соглашениями с другими упомянутыми государствами. На своем заседании 12 июня 1995 г. Совет по общим вопросам постановил, что КЕС может начать пepeгoвoры с Грузией, Арменией и Азербайджаном о заключении соглашений о партнерстве; было также признано возможным приступить к изучению вопроса о заключении подобных соглашений с Узбекистаном и Туркменистаном.

Одним из основных партнеров ЕС в СНГ является Украина, как об этом заявил Ж.Сантер во время подписания Временного соглашения о торговле с нею 1 июня 1995 г. Что касается самой Украины, то долгосрочной целью ее внешней политики провозглашено вступление в ЕС (заявление министра иностранных дел Украины Г.У довенко 14 сентября 1995 г.).

 

 

 

 

 

Это стремление пока не встречает взаимности со стороны ЕС, которой стремится к максимальному развитию отношений на основе существующей правовой базы. По словам Х. ван ден Брука, ЕС готов признать Украину страной с переходным типом экономики. 24 октября 1995 г. Совет ЕС по экономическим и финансовым вопросам одобрил план предоставления ей второго долгосрочного займа на сумму в 200 млн.ЭКЮ. Однако возможность получения Украиной первого транша (100 млн.ЭКЮ) в 1996 г. увязана с позитивным ходом украинско-европейских переговоров о закрытии Чернобыльской АЭС Между тем, 28 ноября 1995 г. КЕС выразила обеспокоенность по поводу заявления Президента Л.Кучмы о том, что Украина может отказаться от соблюдения ранее согласованных сроков демонтажа ЧАЭС в случае, если «клуб семерки» не предоставит ей достаточной финансовой помощи, и потребовала от украинского руководства более детальной информации о его планах в отношении ЧАЭС.

 

 

 

 

 

9 ноября 1995 г. КЕС направила Совету предложение о предоставлении займа Молдове для поддержания ее платежного баланса (15 млн.ЭКЮ на 10 лет).

 

 

 

 

 

Летом 1995 г. ЕС предпринял шаги по концептуализации своей политики в отношении среднеазиатских и закавказских государств-членов СНГ. 9 июня 1995 г. КЕС предложила проекты общей стратегии ЕС в этих регионах.

 

 

 

 

 

Задачи стратегии в Закавказье определены следующим образом:

 

 

 

 

 

- помощь в демократизации и проведении рыночных реформ;

 

 

 

 

 

- гарантия независимости и территориальной целостности соответствующих государств;

 

 

 

 

 

- переход к полномасштабному диалогу с целью урегулирования региональных конфликтов;

 

 

 

 

 

- поощрение регионального сотрудничества;

 

 

 

 

 

- интенсификация диалога в других сферах (борьба с преступностью и т.д.).

 

 

 

 

 

КЕС рекомендовала Совету разработать программу оказания гуманитарной помощи этому региону и распространить на него нормы Европейской энергетической хартии и Договора о ее применении.

 

 

 

 

 

Определяя стратегию в Средней Азии, Комиссия подчеркнула заинтересованность ЕС в этом регионе и выделила три модели взаимоотношений:

 

 

 

 

 

- ратификация уже имеющихся соглашений о партнерстве с Киргизстаном и Казахстаном;

 

 

 

 

 

- углубление политического и экономического диалога с Узбекистаном и Туркменистаном, не ставя целью выход в ближайшее время на :заключение соглашений о партнерстве в виду отсутствия необходимых условий;

 

 

 

 

 

- с Таджикистаном возможно лишь сотрудничество в гуманитарной области из-за крайней политической нестабильности и тяжелой ситуации с правами человека.

 

 

 

 

 

18 августа 1995 г. Совет по общим вопросам дал согласие на выделение 197 млн.ЭКЮ на оказание продовольственной помощи государствам Закавказья, Таджикистану и Киргизии зимой 1995/96 гг. Пакет помощи впервые содержит структурный компонент – содействие развитию сельскохозяйственного производства в этих странах.

 

 

 

 

 

Во всех государствах-членах СНГ действует программа ТАСИС (TACIS). 21 сентября 1995 г. КЕС представил а отчет о функционировании программы в 1994 г. Всего истрачено 470 млн.ЭКЮ, из них 166,19 млн.ЭКЮ - на многосторонние, 150 млн. – на российские, 50 млн. – на украинские, 15 млн. – на узбекские проекты. Основными направлениями финансирования были (в млн.ЭКЮ) ядерная безопасность и охрана окружающей среды (88), реструктурирование государственного сектора и развитие частного бизнеса (78,66), реформирование государственной службы, социальных служб и образования (63,55).

 

 

 

 

 

4.4. Отношения ЕС - США

 

 

 

 

 

3 декабря в Мадриде состоялась очередная встреча в верхах: президент США, председатель КЕС и председательствующий в Евросовете премьер-министр Испании подписали «Трансатлантическую повестку дня», развивающую положения Трансатлантической декларации 1989 г. Цель сторон состояла в том, чтобы преодолеть некоторое отдаление, наметившееся после окончания «холодной войны», и выработать совместную позицию в ответ на сдвиги, происшедшие в мире в последние годы.

 

 

 

 

 

С учетом событий в Боснии документ, по существу, подтверждает главенствующее положение США в обеспечении европейской безопасности. Тем самым негласно признается, что попытки западноевропейцев постепенно добиться самостоятельности в этой области оказались пока безуспешными.

 

 

 

 

 

Руководители ЕС и США очертили те сферы, в которых стороны намерены осуществлять «совместные действия»:

 

 

 

 

 

- реализация дейтонских соглашений и восстановление Боснии;

 

 

 

 

 

- поиск новых путей ближневосточного урегулирования, включая совместный призыв к арабским стpанам прекратить бойкот Израиля, координация программ помощи Палестине и дальнейшее открытие рынков для палестинских товаров;

 

 

 

 

 

- тесное сотрудничество в борьбе против распространения ядерного оружия и в укреплении международного контроля над вооружениями. Предусмотрено, в частности, участие ЕС в финансировании программ мирного использования ядерной энергии на Корейском полуострове;

 

 

 

 

 

- взаимодействие в создании новой глобальной сети слежения за распространением эпидемических заболеваний и в борьбе со СПИДом.

 

 

 

 

 

Скромнее выглядит экономический раздел «Повестки дня». Хотя партнеры провозгласили своей целью создание «нового трансатлантического рынка», практические шаги в этом направлении не затронут области, охваченные Уругвайским раундом ГAТТ (ныне ВТО), и торговлю сельскохозяйственными продуктами (где позиции сторон остаются весьма далекими друг от друга). Основное внимание будет уделено существующим ограничениям иностранных инвестиций, практике двойных испытаний и сертификации товаров, а также противоречиям в нормах регулирования экономической деятельности по обе стороны Атлантики.

 

 

 

 

 

Стороны договорились о расширении сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков и другими проявлениями международной преступности, а также о расширении культурных обменов.

 

 

 

 

 

4.5. ЕС и «третий мир»

 

 

 

 

 

Особый интерес представляют отношения ЕС с крупными группировками стран «третьего мира».

15 декабря в Мадриде было подписано рамочное Соглашение между ЕС и латиноамериканской организаций МЕРКОСУР. Цель соглашения – создать условия для формирования межрегиональной ассоциации. На нынешней стадии пока не ставится вопрос об образовании зоны свободной торговли между ЕС и МЕРКОСУР, предметом данного соглашения стали общее экономическое сотруд­ничество и политический диалог. ЕС считает данное событие очень важным, так как речь идет о первом соглашении подобного рода между регионами, не имею­щими общих границ.

 

 

 

 

 

В начале августа на сессии министров стран ЕС и АКТ был достигнут компромисс по поводу пересмотра IV Ломейской конвенции. Возобновлению застопорившегося было диалога способствовало решение Совета ЕС, принятое на Каннской встрече, о выделении общей суммы в 14625 млн.ЭКЮ на нужды 8-го Европейского фонда развития, а также уступки со стороны государств АКТ.

 

 

 

 

 

6 ноября в ходе 20-й сессии министров АКТ/ЕС были подписаны новая IV Ломейская конвенция и финансовый протокол к ней. Новые положения конвенции касаются соблюдения прав человека, демократии и политического диалога, торговли и финансового сотрудничества. Предположительно конвенция и протокол вступят в силу в 1997 г. после их ратификации. На сессии присутствовали в качестве наблюдателей представители ЮAP, претендующей на присоединение к конвенции.

 

 

 

 

 

Представители ЕС приняли участие в экономическом совещании стран АСЕАН, состоявшемся в конце июля в Брунее. АСЕАН стремится к активному развитию отношений со странами ЕС. При этом практика получения странами АСЕАН помощи постепенно заменяется экономическим и торговым взаимодействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

------------------------------------------------------------

Авторы обзора – д.э.н. Борко Ю.A. (руководитель), к.э.н. Бороздин И.И., к.э.н. Бусыгина И.М., к.э.н. Буторина О.В., Быховский С.В., к.и.н. Данилов Д.А., к.и.н. Каргалова М.В., д.и.н. Ковальский Н.А., Мирошниченко Н.Б., к.и.н. Потемкина О.Ю., к.и.н. Стрежнева М.В., Тэвдой-Бурмули А.И., д.э:н. Шемятенков В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв.за информaционное обеспечeнuе Тяжелова В.В.

 

 

 

 

 

Тexнuческuй редактор Шарапова-Антонова K.IO.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] ЕВИ учрежден Маастрихтским договором и управляется Советом, состоящим из председателя ЕВИ и управляющих центральными банками стран-членов. Главные цели ЕВИ - контроль за функционированием Европейской валютной системы (ЕВС), укрепление координации валютной политики государств-членов и сотрудничества между национальными центральными банками.

[2] В соответствии с Маастрихтским договором, ЕС руководствуется следующими критериями конвергенции:

 

 

 

 

 

1) стабильность цен – среднегодовой темп инфляции не должен превышать более чем на 1,5% такой же показатель в трех странах-членах ЕС, имеющих наибольшую стабильность цен;

 

 

 

 

 

2) состояние государственного бюджета – его дефицит не должен превышать 3% ВВП, а отношение государственного долга к ВВП – не более 60%;

 

 

 

 

 

3) участие в механизме валютных курсов – соблюдение установленных пределов валютных колебаний;

 

 

 

 

 

4) сближение процентных ставок – среднегодовая величина ставки не должна превышать более чем на 2% показатель в трех государствах, имеющих наибольшую стабильность цен.



04/08/2017

Training for International Electoral Observers (IEO)

EIUC is glad to announce the launch of its training for International Electoral Observers (IEO) open to applicants with no experience in election observation...

12/07/2017

Конкурс Metchnikov — Научные визиты

Посольство Франции в России присудит в 2018г. гранты российским учёным, осуществляющим...

05/07/2017

Летняя школа в Стрельне

Приглашаем аспирантов принять участие в летней школе на тему «Гражданское общество...

17/05/2017

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице»

Открыт приём заявок на российско-германский молодежный форум «Встречи в столице» Мы...

05/05/2017

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Французский Университетский Колледж ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 25 мая с.г. МГУ, в 17.00 во...


» Архив новостей
-2014все права защищены © 2006-2014
Rambler's Top100